ЕГЭ1

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Уважаемые родители!

ЕГЭ, ОГЭ основаны на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
— Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
— Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
— Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
— Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
— Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий — 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.
Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
— Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
— Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
— Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
— Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
— Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
— Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
— Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
— Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
— Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Признаки стресса:

· физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
· эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
· поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

ЕГЭ

Рекомендации психолога выпускникам, сдающим ЕГЭ

Уважаемые выпускники!

Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что когда Вы будете сдавать единый государственный экзамен в любой из школ города: • Вас встретят доброжелательные педагоги; • Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;
• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.
Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам  рационально  организовать свою  деятельность.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, • поведение накануне экзамена,
• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену:

• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи  нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
•  Можно  ввести  в  интерьер  комнаты желтый  и  фиолетовый  цвета, поскольку  они  повышают интеллектуальную  активность. Для этого бывает  достаточно какой‐либо  картинки в этих тонах .
•  Составь план  занятий. Для начала  определи: кто ты —  «сова» или  «жаворонок», и  в  зависимости  от этого максимально используй  утренние  или  вечерние  часы. Составляя план на каждый  день подготовки, необходимо  четко определить, что именно  сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
•  Начни  с  самого трудного, с того раздела, который  знаешь хуже  всего. Но если тебе  трудно «раскачаться», можно  начать с  того материала, который  тебе  больше  всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно  в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
•  Не  надо  стремиться  к  тому, чтобы  прочитать и  запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно  на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении  материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти  тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с  секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в  части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
•  Готовясь к  экзаменам,  никогда  не думай  о том, что не справишься  с  заданием,  а  напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед  экзаменом  на то, чтобы вновь повторить все  планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Накануне экзамена
• Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, хватает всего одной, последней  перед  ним ночи. Это неправильно. Ты  уже  устал, и  не надо  себя переутомлять. Напротив, с  вечера  перестань готовиться, прими  душ, соверши  прогулку. Выспись как можно  лучше, чтобы  встать отдохнувшим, с  ощущением  своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен —  это своеобразная борьба, в  которой  нужно  проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала  тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и  несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
•  Перед экзаменом математики было бы неплохо повторить таблицу умножения

Во время тестирования

• В начале тестирования вам  сообщат необходимую информацию (как  заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
•  Бланк  ответов (область регистрации, сами  ответы и пр.)  ты заполняешь только печатными  буквами! Обрати внимание  на то, как пишутся  некоторые  буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
· в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых  вариантов. В  первой  части  бланков  ответов  с заголовком  «Номера  заданий  с  выбором  ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком  «Х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
· в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов  для таких  заданий  есть поля  с  заголовком  «Краткие  ответы на задания  без  вариантов  ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с  номером задания (печатными буквами).
· запись формул или математических выражений, каких‐либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
· в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые  записываются  на  отдельном  бланке. Очень важно  переписать в  специальное  поле  в  правом  верхнем  углу указанного бланка  индивидуальный  номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
•  В  процедуре  заполнения бланков  возможны  некоторые  изменения,  о которых вас  обязательно проинформируют.
•  При  получении  результатов  тестирования  ты имеешь право  ознакомиться  с  проверенной  работой  и, если  не согласен с  оценкой, можешь подать апелляцию  (в  течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Универсальные рецепты для более успешной тактики выполнения тестирования

•  Сосредоточься! После  выполнения предварительной  части тестирования  (заполнения бланков), когда  ты  прояснил все  непонятные  для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий  и  часы, регламентирующие  время выполнения теста. Торопись не спеша!  Жесткие  рамки  времени  не должны  влиять на качество твоих ответов. Перед тем,  как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова  начнет работать более  ясно и четко, и ты войдешь в  рабочий ритм. Ты как бы освободишься  от нервозности, и  вся твоя  энергия  потом  будет  направлена  на более  трудные вопросы.
•  Пропускай! Надо научиться  пропускать трудные  или  непонятные  задания. Помни: в  тексте  всегда  найдутся такие  вопросы, с  которыми ты обязательно  справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
•  Читай  задание  до  конца! Спешка  не должна  приводить к тому, что ты стараешься  понять условия  задания «по первым  словам»  и  достраиваешь концовку в  собственном  воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
•  Думай только о текущем  задании! Когда ты видишь новое  задание, забудь все, что было в  предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг  с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет  дает  тебе  и  другой  бесценный психологический  эффект —  забудь о неудаче  в  прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое  новое задание — это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие  задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный  вариант  ответа, а  последовательно  исключать те, которые  явно  не подходят. Метод  исключения  позволяет в  итоге  сконцентрировать внимание  всего на одном‐двух вариантах, а не на всех пяти‐семи (что гораздо труднее).
•  Запланируй  два круга! Рассчитай  время так, чтобы  за  две  трети  всего отведенного времени пройтись по всем легким  заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки  своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
•  Угадывай! Если  ты не уверен  в выборе  ответа, но  интуитивно  можешь предпочесть какой‐то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант,  который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
•  Не  огорчайся! Стремись выполнить все  задания,  но  помни, что на практике  это нереально.  Учитывай, что тестовые  задания рассчитаны на максимальный  уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным  для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ЕГЭ2

Способы снятия нервно-психического напряжения в предэкзаменационный период

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации подготовки к экзаменам:
1) Спортивные занятия.
2) Контрастный душ.
3) Стирка белья вручную.
4) Мытье посуды.
5) Скомкать газету и выбросить ее.
6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить.
7) Слепить из газеты свое настроение.
8) Закрасить газетный разворот.
9) Громко спеть любимую песню.
10) Покричать то громко, то тихо.
11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
12) Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в « коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».

Упражнение: «Дыхательная релаксация»

Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета — выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов». Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

Упражнение. «Мышечная релаксация»

1) дыхание: вдох (с надуванием диафрагмы)- задержка дыхания — медленный выдох через рот (3-5 раз);
2) на вдохе поднять брови (удивиться)- задержка дыхания — медленно опускать брови на выдохе (3-5 раз);
3) на вдохе зажмурить глаза — задержка дыхания — медленно открывать глаза на выдохе (3- 5 раз);
4) на вдохе растянуть улыбку (оскалиться)- задержать дыхание — медленно на выдохе убрать улыбку(3-5 раз);
5) руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания — медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);
6) делать одновременно упражнения 3-4-5;
7) сесть на кончике стула, спина прямая, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержка дыхания — медленный выдох».

Способы снятия нервно-психического напряжения во время экзамена

1) Сохраняй спокойствие, старайся поддерживать ровное дыхание;
2) В случае чрезмерного напряжения поставь руки перед собой локтями на парту, опусти голову на ладони, прикрыв закрытые глаза ладонями, подержи их до тех пор, пока наступит полная «темнота», без так называемых цветовых вспышек. Так отдохнут твои глаза, снизится степень тревожности;
3) Периодически пей воду мелкими глотками (не много), кроме утоления жажды, это отличный способ снять с организма психоэмоциональную нагрузку.
4) Думай, что ты всё знаешь, и у тебя всё получиться.
5) Следи за временем, так как у тебя должно оставаться время для перенесения всех твоих ответов в чистовик. Лучше это делать постепенно. Сделал часть задания, перепиши в чистовик.
6) Даже если ситуация на экзамене складывается не в твою пользу (со многими заданиями не справился /лась, не успел/ла переписать) ЗНАЙ!!! ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЭКЗАМЕН, А НЕ ВСЯ ЖИЗНЬ.

ВСЕГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПЕРЕСДАТЬ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ИЛИ В СЛЕДУЮЩЕМ.

Автор: педагог — психолог МБОУ кадетской школы имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова, Порицкая Дарья Александровна дарья---сайт